История коммунистического движения выделяет два способа проникновения в трудовые коллективы - внешний и внутренний. Рассмотрим их поподробнее.
Внешний способ.
Применялся в начале 90-х годов 20-го века, после контрреволюционного переворота в России 1991 г. Суть его - вывешивание листовок, распространение газет, проведение пикетов и митингов у проходных заводов. Поначалу это давало эффект - у многих рабочих осталось советское сознание и советские ценности, в результате проведения "реформ” рабочие обнищали, и многие надеялись на улучшение своего положения после победы коммунистов или в коммунистической борьбе. Однако в настоящее время этот метод практически не применяется. У коммунистов не получилось "быстрой и скорой” победы, борьба затянулась, а к длительной борьбе оказались не готовы ни рабочие, ни коммунисты. Раздача авантюристических и невыполнимых обещаний некоторыми коммунистическими лидерами: "Вот выиграем выборы… вот соберем подписи… вот этой осенью… вот проведем акцию (какую-нибудь: поход, референдум, вече и.т.д.) - и тут же победим!” и прочие заявления и обещания не способствовали росту доверия к коммунистам, а наоборот, дискредитировали их, убеждали рабочих в том, что "все врут и болтают”. Соглашательство многих коммунистических лидеров с властями всех уровней привело к дальнейшей потере доверия рабочих. Также стоит сказать, что еще Карл Маркс писал, что при капитализме у буржуазии и рабочих одинаковые интересы, а именно - ДЕНЬГИ и те блага, которые они дают. Отсюда и господствующие интересы рабочих - увеличение зарплаты, "нам без разницы, кто хозяин, лишь бы хорошо платил”, иждивенчество и неверие в свои силы: "а что мы можем?”, "а вдруг нас уволят - куда мы пойдем?”, "а, все бесполезно!”, "а, пошли они все…” и т.д.
Вывод № 1. За последние годы у многих рабочих выработалось недоверие к коммунистам, отчасти, заслуженное. Поэтому, рассчитывать на то, что "стоит нам только слово сказать, и рабочие к нам и за нами побегут, а если не побегут - значит, еще не созрели” - не приходится. "Красный блицкриг” 90-х годов 20 века не удался, предстоит долгая, неблагодарная, не всегда яркая и красивая, упорная работа. Люди (и рабочие в том числе) уже не верят красивым лозунгам, плакатам и газетам.
Внутренний способ.
Он долгий, неяркий, скорее, незаметный, но наиболее эффективный. Суть его - устройство коммунистов на работу на конкретное предприятие, завоевание доверия коллектива, и только затем - осторожный переход к формированию классового сознания у рабочих и коммунистической пропаганде. Причем не "в лоб”, "с горном и барабаном”, а незаметно, на примерах жизни самих рабочих. Итак, необходимо: - Устроиться на работу на предприятие. При этом желательно иметь рабочую квалификацию, разряд и т.д. - Работать честно и добросовестно. Болтунов, лентяев, пьяниц и "криворуких” рабочие не любят. При этом важно не "гнуться” перед начальством, отстаивать свои интересы, ни в коем случае не "стучать” начальству на других рабочих. "Стукачей” и "прогибающихся” тоже никто не любит. - Постараться подружиться с опытными, квалифицированными и авторитетными рабочими, а также с молодыми рабочими. Это - будущее и основа комдвижения. Изучить их взгляды, интересы, отношение к коммунистам и к СССР, причины того или иного отношения. Это пригодится для разоблачения антикоммунистических мифов и пропаганды коммунистических идей "простым, народным языком”. - Только после того, как коммунист "втемную”, не обозначая свою партийную принадлежность, завоевал доверие рабочих, пользуется у них авторитетом и уважением, он может потихоньку "открываться” перед рабочими уже как коммунист. При этом главный акцент надо сделать не на продажу газет, что у нас, к сожалению, является "критерием эффективности” ("а сколько вы продали газет…?!”), а на беседы, дискуссии по волнующим рабочих вопросам - т.е. на живое человеческое общение одного нормального, порядочного рабочего с другим. - Коммунистическая пропаганда должна идти, в первую очередь, не "извне” - из книг, газет, хотя и это тоже необходимо, а "изнутри” - исходить необходимо из РЕАЛЬНОЙ жизни рабочих, их взглядов, интересов, показывать им, как и что СЕГОДНЯ можно сделать ПРАКТИЧЕСКИ для улучшения своего положения. И доказывать необходимость изменения существующего общества - как антирабочего, антинародного, буржуазного общества наживы любой ценой.
Вывод № 2. Не все коммунистические организации из-за своего кадрового состава (в основном - пенсионеры и интеллигенция) смогут выделить людей для "внутреннего проникновения” к рабочим. Но, как известно из психологии, прежде чем ИЗМЕНЯТЬ человека, его взгляды, установки и т.д. необходимо сначала к нему ПРИСОЕДИНИТЬСЯ, чтобы он доверял тому, кто его изменяет, и САМ ХОТЕЛ ИЗМЕНЕНИЙ! К сожалению, в комдвижении про это либо не знали, либо знали, но не делали. Практика "управляющих и управляемых” сегодня не работает, много желающих усесться на рабочую шею под крики о "заботе о народе”. Именно практика "управляющих и управляемых” дискредитировала в свое время КПСС. Лучшая гарантия против этого - выработка механизмов против такого перерождения, описание и анализ причин и симптомов "болезней КПСС”, и уж ни в коем случае нельзя повторять их в новых коммунистических партиях. Общий вывод. При всей своей сложности, незаметности, длительном времени на его проведение, внутренний способ эффективнее внешнего. Он дает устойчивое разоблачение антикоммунистических мифов и проведение коммунистической пропаганды, поскольку идет на уровне личного общения одного нормального, порядочного рабочего с другим. Чем выше авторитет и уважение к пропагандисту в коллективе, тем более эффективной будет пропаганда. Если пропаганда ведется не замшелыми догматическими штампами, а живым языком с примерами из жизни самих рабочих - она дойдет до умов и сердец. Поэтому будущее - за внутренним способом. Только вот где взять таких специалистов - пропагандистов? Их необходимо готовить на основе уже имеющегося опыта и практики, прежде всего, из молодых коммунистов. Как известно, за молодыми - будущее!
Алексей Пегов, г. Новосибирск (www.AKM1917.org)
|