От редакции: Этим материалом редакция начинает публикацию серии статей, посвященных рабочему классу. Авторы, предоставившие этот материал, ежедневно общаются с рабочими на производстве, живут их жизнью, пытаются пропагандировать среди них идеи социализма. О чем думает, каковы интересы, каковы нравы, каков уровень культуры современного рабочего? Кого можно будет считать пролетариатом – гегемоном революции? Все это можно будет почерпнуть из этих публикаций. Данный материал поможет коммунистам лучше понять современных рабочих, которых часто идеализируют, понять, почему нынешнее поколение рабочих не воспринимает идеи социализма. И мы надеемся, что это поможет найти ключик к сердцу рабочего. Не следует огорчаться, что рабочий класс пока пассивен и думать, что рабочие начала прошлого века были другими. Вспомните кинофильм 30-х годов о легендарном Максиме, где было показано, как учительница Наташа предлагает молодым рабочим, в том числе и Максиму, помочь ей распространить листовки, на что они ответили: «Н-не-э!». Классовые битвы еще впереди. Сегодня рабочий класс проходит выучку капитализмом, и, в конце концов, с помощью рабочей коммунистической партии он превратится «из класса в себе, в класс для себя».
Часть первая. В фабричном котле
«Сейчас по большому счету рабочего класса нет. Есть только офисный пролетариат», - так мне объяснял недавно один знакомый левый активист. Я, честно говоря, устал после смены, а работаю я слесарем по ремонту подвижного состава, так что особо возражать ему не было ни сил, ни времени. О том, сколько в Украине трудится по найму и сколько из них собственно рабочие, мне уже приходилось писать. Из около 20 млн. занятых в экономике Украины 16 млн. человек работает по найму, а около 9,5 млн. из них - собственно рабочие. Здесь хочу изложить свои личные наблюдения о том коллективе, в котором я сам работаю уже почти три года. Сейчас в нашей бригаде (участок ТО-2) работает семнадцать человек, из них пятеро - молодежь в возрасте до 35 лет, двум от 40 до 50 лет, один - старейший электрик старше 70, остальные от 50 до 60 лет. То есть, основная часть бригады - предпенсионного возраста.. По характеру труда наша бригада делится на несколько специальностей: четыре слесаря-механика, четыре слесаря-электрика, четыре газоэлектросварщика, три слесаря-кузовщика (занимаются салоном). Кроме них к бригаде относятся уборщица и мастер. Наиболее физически тяжелый и грязный труд - у механиков. Они занимаются ходовой частью: снимают и устанавливают скаты весом по 100-120 кг, центральные редуктора (105 кг), тормозные барабаны (40-50 кг) и т.д., постоянно имеют дело с гипоидным маслом (заливается в задний мост) и солидолом, которые вместе с грязью въедаются в руки так, что отмыть их практически невозможно. Большинство операций выполняется вручную. Единственный механизм — пневматический гайковерт - сделан лет двадцать назад и имеет отдачу не хуже отбойного молотка. Не удивительно, что именно среди механиков наибольшая текучесть кадров, наибольший процент алкоголизма. Работа слесаря-электрика и сварщика также грязная и вредная, но физически менее тяжелая, более умственная, интеллектуальная, если так можно сказать. На слесаря механика берут без подготовки (как меня, например), на электрика или сварщика нужно специальное образование. Наибольший процент молодежи среди механиков. Причем, за последние два года наблюдается омоложение их состава. Из четырех человек у нас только одному за 50. Мне 32, еще двоим - по 21 году. Среди электриков - наоборот, одному 30 с небольшим, двоим за 50 и одному за 70 лет. Среди сварщиков одному 23, одному 40 с небольшим, двое старше 55 лет. Среди кузовщиков одному около 20, двоим около 50 лет. Зарплата зависит не только от характера труда и квалификации, но и от отношений с начальством. При среднем уровне в 1200-1500 грн. (250-300 долларов) заработок может колебаться до 2500 грн. Именно такую зарплату у нас имеет, например, самый молодой электрик А. Он работает в нашем депо около десяти лет и имеет наилучшие отношения не только с непосредственным начальством, но и лично с директором. Большинство рабочих нашей бригады уверено, что именно он наблюдает и докладывает «по инстанции», кто чем занимается во время работы, кто выпивает, кто сидит, кто разговаривает и т.д. Я помню как в душевой он мне задавал вопрос: «Ты почему это наезжаешь на директора? Ты что, не понимаешь, что он сохранил это депо? Вот первое депо продали и пропили, а он это (второе - А.З.) сохранил». Такие подхалимы встречаются, конечно, не только среди электриков, но это просто самый яркий пример. Об уровне культурного развития рабочей молодежи можно судить по такому случаю. Задал я как-то двум ребятам из нашей бригады (одному 21, одному 23 года) вопрос: «Вы читали «Как закалялась сталь»?». Ответ сварщика (23 года): - А что это такое? - Роман - Я видел один роман - «Ромео и Джульетта». Это про любовь. А это мне не интересно. Ответ слесаря (21 год): - Я не читал, но нам читали. В училище. По сварке. Так что знаю, как закаляется сталь. Вообще, читают у нас очень мало. Старшее поколение иногда еще читает газеты: «Вечерние вести», «Коммунист», «На пенсии» и т.п. Молодое не читает практически ничего. Чаще всего в свободное время смотрят телевизионные сериалы, иногда фильмы на DVD. В политическом отношении преобладают сторонники Партии регионов нынешнего премьера В. Януковича, в котором больше всего ценят умение навести порядок, поддерживать стабильность и хорошие отношения с Россией. Молодежь политикой не интересуется вообще. Хотя на прошедшие в сентябре досрочные выборы не ходил один я, двое членов нашей бригады даже сидели наблюдателями на избирательных участках. Один - от «Нашей Украины», хотя сам голосовал за Партию регионов, второй - от Блока Юлии Тимошенко (сам вообще не голосовал, так как прописан не в городе). Для обоих из них выборы - средство заработать дополнительно по 150-200 гривен. Я в этом году давал двоим сварщикам почитать книги. Одному (40 с небольшим) «Пролетарское дело» Б. Бульбинского, второму (23 года) - «Как закалялась сталь» Н.Островского. Реакция первого - «Да, интересная книга». Второго - вообще нулевая. Вообще этот второй, которого у нас в бригаде называют «Рыжий» - личность довольно интересная. Отца он не помнит вообще, поскольку тот сел в тюрьму, когда ему было три года, и там видимо умер. Мать его вышла замуж второй раз. Когда «Рыжему» было 12 лет отчим убил его мать (по пьянке из ревности) и сам повесился. Его с братом, младше его на три года, отдали в интернат. Сейчас они оба, закончив училище, работают в нашем депо и живут в деповском общежитии. Интересен вопрос, который мне задал «Рыжий» спустя некоторое время, как он к нам поступил: - А что у тебя вообще нет технического образования? - Вообще нет, - отвечаю я. - И ты учиться не хочешь? - И как ты себе это представляешь? - отвечаю. - Я после университета пойду в ПТУ учиться на слесаря или сварщика? - А-а, гордыня... - Ну посмотри на нашего «Джики» (слесарь, 21 год). Он закончил училище, имеет корочки слесаря и сварщика, но поставить колесный редуктор зовет меня, трубку развальцевать - меня. Скаты или кардан он не может поставить, я могу. Я поначалу имел какие-то надежды на этого «Рыжего», пытался установить более тесные контакты с ним, оказать политическое влияние, для этого и давал Николая Островского, но потом отказался от этих попыток. Для него же я распечатал список вузов Одессы и посоветовал куда-то поступать. Так как по украинским законам дети-сироты поступают в вузы вне конкурса и имеют право на бесплатное место в общежитии и повышенную стипендию на все время обучения. Увы, поступил «Рыжий» к нам в конце июля, а разговор это был уже в августе, когда вступительная кампания завершалась. Так что ему самому это не понадобилось, но он сказал, что в следующем году будет пытаться поступать его младший брат. Вспоминается еще вопрос, заданный одним знакомым экологом по Дискуссионному клубу «Марксист». Узнав, что я работаю не по специальности, а слесарем в депо, он спросил: «А Вам удалось создать там рабочий кружок?». Что можно ему ответить? Да, за эти три года, я научился разбирать и собирать ходовую часть (в основном задний мост, хуже передний), научился пить водку и ругаться матом, но создать какой-то кружок я не смог. Может быть, и прав был мой наставник-напарник, когда сказал мне как-то: «Ты даже не пытался бороться». Впрочем, события начала декабря заставили его немного изменить своё мнение.
Часть II «Подстрекатель»
6 декабря, четверг. Октябрьской зарплаты до сих пор нет. За весь ноябрь в депо выплатили лишь один раз аванс по 150 грн. Глухое недовольство рабочих. Слухи о том, что зарплата будет лишь 14 декабря, поскольку горисполком не перечисляет денег. Мэр города Э.Гурвиц в свою очередь ссылается на то, что не перечисляет денег правительство в Киеве: основная масса пассажиров - льготчики (пенсионеры, ветераны, инвалиды, студенты, дети и т.д.), перевозку которых по закону государство должно компенсировать местным бюджетам. В Киеве идет формирование новой правящей коалиции после досрочных выборов парламента 30 сентября. На этой неделе, 4 декабря, смогли избрать лишь нового главу Верховной Рады - А. Яценюка. Правительство В. Януковича в положении «исполняющих обязанности». Кто реально прокручивает наши деньги: правительство или мэрия - сказать трудно. Факт тот, что мы сидим без зарплаты. Предлагаю нескольким рабочим нашего участка подписать заявление об объявлении забастовки. Накануне они обещали поддержку. Когда доходит до дела - все под разными предлогами отказываются: «Это все равно ничего не даст», «Ты неправильно написал: им нужно дать срок исправиться - две недели» и т.д. Забастовка не состоялась. Зато состоялся публичный суд над подстрекателем. В обеденный перерыв посреди цеха меня останавливают директор депо, главный инженер и мастер нашего участка. Ораторствует директор г-н Дмитриев: - А ну-ка, парень, объясни нам, что ты там за нашей спиной организуешь? Ты что собираешься с гранатой в руках стоять у ворот и не допускать выпуска троллейбусов на линию? - Нет, а с чего Вы взяли? - Ты что это там за херню написал? Ты за что подписи собираешь? - А что зарплату нам платить не должны вообще? - Ты телевизор смотришь? - Нет, не смотрю, поломался. - Ты видишь, что за бардак в стране? Ты хоть знаешь, какие у нашего депо расходы и доходы, какой план выручки? Правительство повысило тебе зарплату, они же не думали, из каких это источников. Они же думали о выборах. - А цены? Насколько повысились? - Ты что думаешь, мы тебя не можем найти? Почему вернулась машина 689, которую вы делали? Сколько раз возвращалась машина номер 658? Из-за такого как ты машина останавливается на линии, водитель ругает слесарей на чем свет стоит и высаживает пассажиров. - А сколько лет этим машинам? Нормативный срок эксплуатации десять лет, а они ходят по тридцать. - Что значит нормативный срок? Это машина только окупается за десять лет, а срок эксплуатации у нее не органичен. У нас все машины соответствуют техническим требованиям. Вот посмотри на троллейбус: стекла есть - есть, сиденья есть - есть, новый поролон даже прибили. Если тебе что-то не нравится - бери плакат и иди на площадь. Там и митингуй. Или напиши письмо мэру. Он тебе обязан ответить по закону об обращениях граждан. Что ж ты к нему не обращаешься? У тебя мобильный есть? - Нет. - Пойди в диспетчерскую и позвони оттуда в мэрию по телефону. - В рабочее время? Кто меня отпустит? - Ничего, мастер разрешит. Кстати, а почему ты в профсоюз не обращаешься с этими вопросами? Ты член профсоюза? - Нет. - Так ты вообще, парень, тут никто. - А зарплату нам по закону должны платить или нет? - Какие законы? Что, у нас в стране действуют законы? Ты что, не знаешь, что у нас вокруг делается? Посмотри на «Царское село». Это тебе не Россия, где Путин отменил льготы и выдал всем пенсионерам компенсации. У нас пенсионеры катаются от нечего делать, так как у них бесплатный проезд. А эти помаранчевые хотят все развалить. Ты об этом напиши! Ты же грамотный человек! Напиши о кондукторах, которые не выдают всем пассажирам билеты, а вместо того, чтобы сдавать план, кладут эти деньги в карман! Ты об этом написал? Ты, прежде чем писать, со мной бы посоветовался! Вслед за этой открытой вербовкой следуют обещания «пряника»: - Если у тебя такое трудное материальное положение, ты бы пришел ко мне на прием и сказал бы: так и так, у меня поломался телевизор, мне нужны деньги. Ты знаешь, что когда выдавали аванс по 150 гривен, многие водители от него отказались, рассчитывая получить скоро зарплату, и мне пришлось сдать 10 тысяч грн. в банк? Ты бы пришел и попросил. Я бы тебе выдал, если у тебя такое положение. Вместо этого ты ходишь и людям мешаешь работать. Прекрати эту вонь разводить! В общем, моя попытка опереться на буржуазные законы оказалась заведомо проигрышной, возражения и оправдания довольно жалкими. За этим судилищем молча наблюдала вся бригада, обедающая тут же в троллейбусе, стоящем в цеху на канаве. Зарплату в этот день так и не выдали. После обеда ко мне подошел главный инженер: - Ну, Андрюша, я от тебя такого не ожидал! - сказал он отеческим тоном. – Ну, зачем тебе это все надо? Ты же хороший парень... В общем, серьезным противником они меня не считают. Скорее мальчиком для битья. Характерно, что мой наставник, проработавший в депо 32 года и знавший многих директоров, шел на обед позже меня, но увидев, как меня обступила эта троица, посчитал за благо обойти вокруг троллейбуса - подальше от начальства. На следующий день выдали 30 % зарплаты за октябрь и 250 грн. аванса за ноябрь. Предлагая мне написать письмо мэру города, наш директор еще не знал, что за пять дней до этого я уже оправил по электронной почте на сайт горисполкома письмо, где указал на нарушение коллдоговора и законов Украины и добавил, что задержка заработной платы «вынудит нас объявить забастовку». Слово «нас» конечно, было в большей степени моей отсебятиной, поскольку намерение объявить забастовку мне лишь устно подтвердили несколько моих коллег, которые в решающий момент (таки) отказались даже поставить подпись. Это письмо было подписано моей подлинной фамилией и содержало все данные, которые требуются при официальных обращениях граждан. Ответ на него пришел 11 декабря, во вторник. В этот день перед обедом меня вызывают вместе с мастером на беседу по поводу моего письма. Видимо чины из горисполкома поручили разобраться с «писателем» на месте. Экономист нашего депо и председатель профкома дают мне объяснения структуры расходов и доходов депо и предлагают расписаться, что полученными объяснениями я удовлетворен. Жалко было, честно сказать, экономиста, пожилую женщину, которую директор заставил брать с меня эту расписку. Нам следующий день сам «папа» подходит ко мне, когда я у верстака готовлю крышку колесного редуктора. - Вы больше никуда не писали? - обращается он уже на «Вы». - Нет. Пока никуда. - Или может завтра опять придут? Вы медали-то себе на погоны не цепляйте. Рановато ещё. Молод еще, - опять сбивается на «ты». - Если деньги есть, значит есть. Вот завтра будут. - Хорошо, если будут. Какое-то время это главная тема разговоров в бригаде. Некоторые полушутя-полусерьезно говорят, вопреки мнению директора, что именно благодаря моему письму стали выдавать зарплату, и более того, предлагают написать еще, чтобы не задерживали следующую ноябрьскую зарплату. Но здесь было найдено более эффективное средство. Последний день выдачи зарплат по коллдоговору, как утверждает профком, 28-е число, в декабре пришелся на пятницу. У нас это официально сокращенный день - с 8.00 до 16.00. Почти вся администрация и вся бухгалтерия ушла в 16.00. Мы заканчивали две машины до половины шестого, и когда уже идём из цеха, узнаем, что водители и кондуктора не выпускают директора, требуя зарплаты. Правда это или нет, но точно известно, что пока деньги не привезли в депо и не стали выдавать, а это было уже начало девятого, директор из депо не ушел. Характерен разговор между водителями и слесарями, ждавшими зарплату: - А вы знаете, что у директора первый разряд по боксу? - Зато у нас первый разряд по бегу, - отвечает одна водительша, - Всё равно догоним. У нас на воротах свои люди. Нас больше - не убежит!
А. Здоров
|