« - Что же ты хочешь делать? - Учиться, а потом – учить других. Нам, рабочим, надо учиться. Мы должны узнать, должны понять – отчего жизнь так тяжела для нас». (М.Горький «Мать»)
А) Сейчас коммунистическое движение застряло в глубоком кризисе, и это ни для кого не секрет. Одна из главнейших причин этого кризиса – разложение рабочего класса на люмпенские и мелкобуржуазные слои, отсутствие у современного пролетариата классового сознания. Рабочий думает примерно так: «Да, у нас на производстве условия жуткие, работать невозможно, хозяин не платит зарплату месяцами. Ну и пусть. Всё лучше, чем потерять работу. Пока получаю хоть копейку, нужно держаться». Когда становится уже невмоготу и оказывается, что дома не из чего сварить борщ, рабочие решаются на протест. Но и хозяева не дураки – в ход идут подачки. На некоторое время забастовочный пыл спадает, и чтобы не дать ему восстановиться, собственник время от времени кидает рабочим косточку, держа их, такими образом, на коротком поводке. Думаете, рабочих устраивает такое положение вещей? Совсем не устраивает. Так почему же они не протестуют? Рабочие протестуют – они ругаются про себя, жалуются товарищу, пьют и т.д. – это тоже форма протеста, но пассивная, индивидуальная. В современном рабочем классе утвердился индивидуализм. Типичны фразы: «А какое мне дело, что вы собрались бастовать, меня ещё с работы выкинут» и своеобразная аполитичность: «Да мне наплевать, какая будет власть, лишь бы платили». Б) Тем временем, как уставшие после смены рабочие идут выпить в ближайший бар, «коммунисты» разрабатывают блестящие программы и прожекты партийных объединений, союзов и т.д., строчат резолюции, ездят на конференции. У «коммунистов» интересы другие. Мы видим оторванность левого движения не только от рабочей массы, но и от рабочего авангарда. В чём причина такого отрыва от масс? Во-первых, массы не хотят идти на контакт с коммунистами, во-вторых, коммунисты не хотят идти на контакт с массами. Вы спросите: «почему это вдруг?». Ведь в каждой, по словам И.В.Сталина, «каучуковой резолюции» мы говорим о налаживании связей с массами», «развитии классового сознания» и прочих нужных и полезных вещах? А что же в реальности? В реальности мы отталкиваем от себя людей. В) Проводя агитацию на предприятии, как правило, начинают с ячеек – «Ребята, нам нужна ячейка». Зачем нужна эта ячейка? Чтобы с помпой заявить: «Я создал ячейку ВСР на этом заводе!»? А если эта «ячейка» даже не поддерживает тебя (приведём пример с Прессмашем), и в ответственные моменты на неё нельзя положиться, какой от неё толк, как может она поднять рабочих, если она замкнулась в себе, как какая-то секта? Более того, продолжая ломиться в лоб со своими «ячейками», мы просто ещё больше оттолкнём от себя людей и озлобим их. Всё закончится тем, что, услышав слова «я коммунист», нам будут отвечать: «Да пошёл ты со своей ячейкой, хочешь, чтобы я потерял работу из-за этой фигни?» Пока рабочий не поймёт, что «эта фигня» ему действительно нужна, чтобы защитить его права, сколько его туда не зазывай и не загоняй, он не пойдёт, потому что это будет чуждо ему. Г) Таким образом, начинать надо не с этого. Изменять сознание человека, прививать ему классовое мировоззрение, можно только отталкиваясь от его конкретных проблем, от его нужд, а не от своих, проявляя комчвантсво и «комэгоизм». Мол, «вот у нас такие высокие цели, а у них на уме только ближайшая получка» и т.д. – размышляя так, мы просто-напросто вымрем, изолируя себя от масс. Надо работать с тем рабочим классом, который есть сейчас, а не с воображаемым «идеальным рабочим» и «сознательным пролетарием», и не воспринимать рабочего, как какой-то «материал», стараясь выехать на его горбу в Раду или ещё куда, как это делают различные «вожди». Д) Пора отказаться от «реальной политики» на выборах и понять, что политическая работа – это работа с массами. А как мы можем учить чему-то массы, сели мы сами никак не выйдем за рамки буржуазной системы и не научимся распознавать её обманы, одним из которых являются выборы? Е) Что можно сделать конкретно сейчас длдя развития классвого сознания и рабочего движения (или хотя бы брожения)? Ясно, что за неимением других средств пропаганды и агитации мы должны использовать газету и, если понадобится, листовки. Но не всякая газета интрересна, не всякую газету рабочий, даже интересующийся и весьма «продвинутый» в личном и политическом плане будет читать. Рабочий не будет читать: - толстущую газету с огромными статьями – это будет скучно и долго; - газету, где изобилуют разные партийные постановления, решения, резолюции – эта бюрократия вообще никому не интересна, кроме того, все эти резолюции бесполезны; - газету, перегруженную историческим и аналитическим материалом – этот материал, конечно же, необходим, но газета не должна состоять целиком из него. Кроме того, просто-напросто вредна пресса типа «Коммуниста» и других КПУ-шных ревизионистских изданий (там где на четвёртой полосе кроссворд и посадочный календарь с церковными праздниками), а также социал-шовинистическая макулатура от Витренко, «Родины» и Ко. Чтобы привлечь рабочих к большевизму, необходимо отталкиваться от их конкретных нужд. Необходимо издавать приложения к газете, или отдельные листки и листовки, в которых писалось бы о нуждах и проблемах конкретного предприятия и конкретной отрасли. Например, если мы хотим издавать регулярный листок для транспортников Одессы, там должны быть: 1) материалы о данном предприятии – люди читают о себе – «Заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу»; 2) материалы о борьбе транспортников из других регионов Украины (скажем, Николаевской области) или СССР – люди читают о других рабочих и понимают, что, в общем-то, проблемы у всех общие; 3) материалы о борьбе транспортников в других странах мира (например, Греции) – люди читают о солидарной борьбе рабочих других стран и имеют перед глазами пример для собственной борьбы, задумываются: «А как бы мы поступили на месте греков?» и т.д. Ж) Что именно нужно для регулярного издания такого листка? Нужна информация. Достать сведения о событиях в мире или в регионах не составляет большого труда – это делается через Интернет. Но вот незадача – мы ничего не знаем о конкретном положении дел на конкретном предприятии. Нужны живые данные из рабочих коллективов: нужно знать, что говорят рабочие, о чём они думают, какие проблемы завода их больше всего волнуют – зная это, мы будем пытаться найти кнопку, нажав на которую, можно подтолкнуть рабочего к большевизму. Поэтому товарищи, которые работают на предприятиях города или села и непосредственно знают проблемы и нужды рабочих, должны становиться информаторами – доставлять в виде небольшой статьи, или хотя бы конспекта, материалы, из которых мы вместе будем делать листки и распространять их на предприятии. Более того, сами информаторы могут становиться корреспондентами и не просто доставлять сырую информацию, но и обрабатывать её в виде статьи, листовки и т.п. Такой информатор-корреспондент будет и наилучшим агитатором, потому что он для рабочих «свой человек». Чем скорее мы начнём издавать такие специальные листки, тем скорее мы привлечём рабочих, и тем скорее соединим большевизм со стихийным рабочим движением. А без такого объединения, без широкой массовой базы мы так и будем топтаться на месте – и никакие партии и союзы не помогут – они все будут вырождаться вне связи с массами.
По этой теме стоит ознакомиться со статьями: «Прессмаш – работа над ошибками», «Бороться не вместо рабочих, а вместе с ними», «Класс, которого нет?», «Как проникать в трудовые коллективы?», «Вопросы рабочего движения – Украина» - все они есть на сайте ортодоксальных марксистов-большевиков Одессы: bolshevik-od.ucoz.ru/
|